среда, 14 марта 2012 г.

Плейбек театр на службе образования

Вы еще не слышали о Плейбек театре? 

Я сама о нем узнала где-то полгода назад на конференции по психологии. Но моя сфера интересов не ограничивается только психологией. Поэтому все, что я там узнала об этом виде театра, я перенесла в сферу обучения. Это был очень позитивный опыт. Участники тренинга смогли лучше прочувствовать ситуацию, а значит и понять ее.
Тема была достаточно серьезная – «Диалог поколений». Многие из участников впервые задумались о таком феномене как старость. Я решила, что группа сама должна выработать отношение к пожилым людям. А это лучше всего сделать, если участники расскажут свою историю. И это как раз основной принцип плейбек театра.

Были выбраны 4 актера из числа добровольцев. Остальные рассказывали случай из своей жизни, где задействованы пожилые люди. Главное на что делался акцент – на чувствах и эмоциях персонажей истории, их внутренней мотивации. Было поразительно, что не профессиональные актеры, без репетиции, могли точно схватить суть истории, поддерживали и дополняли друг друга.

Чтобы каждый смог применить этот метод на практике, я расскажу немного о самом методе.
Основоположник Плейбэк-театра – Джонатан Фокс в конце семидесятых годов прошлого века в Нью-Йорке, стал развивать идеи театра спонтанности создателя психодрамы Джейкоба Морено. В переводе с английского, «плейбэк» означает «воспроизведение».

Плейбэк-театр это драматическое представление, воспроизведение рассказанных историй. Кто-то из зрителей рассказывает историю из своей жизни (или же вспоминает сон, описывает состояние, чувство, просто фантазирует). И актеры тут же, на глазах у публики, без предварительной подготовки, спонтанно импровизируя и раскрывая красоту и мудрость истории, воссоздают ее на сцене. Представляют как ценный и удивительный рассказ, достойный внимания. Нечто, способное тронуть и научить.

Во всем мире Плейбек используют во многих сферах жизни. Так в Швейцарии, аудитория, состоящая из инженеров и бухгалтеров, при помощи «Плейбек-Театра» делится своими рассказами об организационном реструктурировании. В Вашингтоне аудитория почтовых служащих таким образом рассматривает проблему сокращения штатов. А в Гонконге подростки выступают в «Плейбек-Театре» в рамках социальных программ.

Лично я вижу большой потенциал применения этого метода в изучении гуманитарных наук. Ведь, чтобы быть хорошим специалистом в области, например международных отношений, необходимо не только знание определенных фактов и закономерностей, а и прочувствовать саму историю, понять мотивы действий конкретных людей.

Плейбэк театр может быть театром для сообщества, «театром соседей»; работать в области образования или в социальных службах; помогать в ритуалах – начало и завершение конференций, праздники; быть средством развития организаций в организационном консультировании или инструментом психотерапии.

Я думаю, что творческий человек сможет еще больше расширить применение этого метода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий